Главная » Файлы » Разработки уроков

Разработка урока по теме «Местное самоуправление» Разработала и провела Каменец В.В.
[ Скачать с сервера (105.5Kb) ] 14.01.2018, 12:32

Тема урока: «Местное самоуправление»

 

Цели урока:

 

образовательные:

- познакомить учащихся с основными принципами организации и функционирования местного самоуправления в РФ;

-сформировать понимание огромной роли местного самоуправления в    становлении и развитии гражданского общества и правового государства в РФ;

 

развивающие:

-развивать у учащихся умение работать с текстом Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами,  применять правовые нормы на практике,умение определять учебные задачи, анализировать, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, умение работать с письменными и устными источниками информации, взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога, навыки самоконтроля;

-формировать у учащихся умения и навыки социологического исследования (видеть и формулировать проблему, планировать ее исследование, разрабатывать социометрические тесты, проводить интервьюирование, подводить итоги социологического исследования);

 

воспитательные:

-формировать активную гражданскую позицию;

- воспитывать  инициативность, тактичность, толерантность, объективность, ответственность.

 

Возможная личностно  значимая проблема: понять, что местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость (граждане перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя).

 

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической деятельности и социологического исследования.

 

Основные понятия: местное самоуправление, муниципальный, муниципальное образование, сельское поселение, вопросы местного значения, органы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

Основные источники и средства обучения:

 

Учебник: А.И. Кравченко. Обществознание 9 кл. М.,2016 г.

 

Основные нормативные документы:

Конституция РФ;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Закон Брянской области от 09.03.2005г. «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципального образования Брянской области»;

Устав Лакомобудского сельского поселения.

 

Компьютер. Компьютерные презентации.

 

Раздаточные материалы:

 

Тексты Конституции РФ, толковый словарь, материалы с выдержками из основных нормативных документов, рабочие листы социологического исследования для групп, рабочие листы с тестовыми заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

План урока

Методы обучения

I. Вводное слово учителя

 

II. Актуальность изучаемой темы

 

 

 

 

III. Формирование новых понятий

 

 

 

 

 

IV.Самоуправление в России (история образования и развития).

 

 

V. Правовая основа местного самоуправления в сельском поселении.

 

VI. Лакомобудское сельское поселение.

 

VII. Решение вопросов местного значения в Лакомобудском сельском поселении

 

 

VIII.Беседа с гостем урока- Главой сельской администрации.

 

IX.Домашнее задание

 

X. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

 

 

- Тестирование.

- Определение темы, задач урока.

-Знакомство с планом урока.

-Проблемное задание

 

-Работа с толковым словарем, Конституцией РФ,

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 

-Актуализация исторических знаний школьников, беседа с учащимися.

 

 

-Практическая работа с нормативными документами.

 

 

Компьютерная презентация и сообщение учащихся.

 

Презентации групп учащихся результатов социологических исследований.

 

 

Мини пресс-конференция

 

 

Написать эссе. Темы по выбору

 

Беседа по проблемному заданию.

Задание: закончи предложение.

 

 

 

 

I. Вводное слово учителя.

II.1.Мотивация. Учитель предлагает учащимся решить тестовые задания(Слайд№1)

 

Кто должен решать вопросы местного значения (уборка мусора, чистка колодцев, организация выпаса скота?)

а) представитель Президента в Центральном федеральном округе

б) губернатор Брянской области

в) ОВД Климовского района

г) население села Лакомая Буда

 

Кто должен организовывать население села Лакомая Буда для решения вопросов местного значения?

а) представитель Президента в Центральном федеральном округе

б) губернатор Брянской области

в)  райвоенкомат

г) органы местного самоуправления

II.2. Учащиеся определяют тему и задачи урока, знакомятся с планом урока (слайд №2).Возможные ответы учащихся: Что такое самоуправление? Как организовывается местное самоуправление? Какие вопросы решает местное самоуправление? На основе каких законов работает местное самоуправление?

   Учитель обобщает сказанное учащимися о задачах урока и ставит перед ними проблему, которую они должны решить к концу урока (Слайд №3):

«Согласны ли вы с точкой зрения, что путь к правовому государству и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление. Ответ необходимо аргументировать».

    Далее учитель знакомит учащихся с планом урока (слайд №4) и словами Президента РФ В.В.Путина, которые являются своеобразным эпиграфом к уроку: «Местный уровень власти- это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для граждан проблем, и именно здесь мы обязаны наиболее  эффективно реализовать конституционный принцип народовластия…» (слайд №5)

III. Работа над определением понятий.

Учащиеся делятся на 2 группы.

Первая группа (1 уровень) определяет понятие «муниципальный», работая с толковым словарем

Вторая группа (2 уровень) определяет понятие «местное самоуправление».

Задание: 1. Напишите 2-3 понятия по ассоциации.

                2.Взаимоконтроль

                3.Дайте свое определение понятию «местное самоуправление».

                4. Учитель предлагает посмотреть, как трактуются эти понятия в                                         Конституции РФ и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и сравнить со своим определением. Анализируя документы, учащиеся делают выводы и дают оценку своей работе с понятиями.

   После отчета групп работа со всем классом по заданию: сравните понятия «муниципальный» и «местное самоуправление». Учащиеся сами делают вывод.

Работая со 2 статьей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уч-ся определяют понятия «муниципальное образование, сельское поселение, вопросы местного значения, органы местного самоуправления». (Приложение №1)

IV.Самоуправление в России (история образования и развития).

Актуализация исторических знаний школьников, беседа с учащимися по вопросам:

1) Когда зародилось самоуправление в России?

2) Какие изменения в местном самоуправлении произошли в результате реформы Ивана Грозного?

3) Что нового появилось в самоуправлении в результате реформы   Екатерины II?

4)Какие принципиальные основы земского самоуправления были заложены земской реформой 1864 г.?

      Учитель подводит итог  и говорит о том, что идея земств возродилась в 90-е годы XX в.  Далее  он рассказывает об организации местного самоуправления на территории Брянской области в 2005-2006 г.г.(слайд №6)

V. Правовая основа местного самоуправления в сельском поселении.

  Этот вопрос изучается в ходе групповой практической работы учащихся с нормативными документами (приложение №2).

 

  Задание для I группы: Изучите с.130.2 и с. 131 Конституции РФ и выясните, как гражданами России осуществляется местное самоуправление.

Задание для II группы: Изучите с. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и выясните, что составляет правовую основу местного самоуправления в сельском поселении.

Задание для III группы: Изучите с. 6 Устава Лакомобудского сельского поселения и определите основные направления деятельности местного самоуправления.

    Отчет групп о проделанной работе. Учитель обобщает ответы ребят и вместе с ними делает вывод.

VI. Лакомобудское сельское поселение. Компьютерная презентация учащихся. Школьники, создавшие презентацию, знакомят класс с территорией поселения, структурой и полномочиями органов местного самоуправления. При подготовке компьютерной презентации  и сообщения учащиеся использовали Устав Лакомобудского поселения и результаты интервьюирования.

VII. Решение вопросов местного значения в Лакомобудском сельском поселении. Презентации групп учащихся результатов социологических исследований.

    Презентация I группы.

 I группа применяла в своем исследовании метод социометрии. Они проводили опрос учащихся и их родителей о наиболее значимых проблемах своего села (приложение№3) и сделали следующие выводы: больше всего жителей  села волнует развал колхоза, отсутствие работы, огромное количество мусорных свалок вокруг села, демографическая ситуация (за 2016 г.родилось 3 ребенка, умерло 20 человек), сокращение учащихся в школе,  экономическое положение семьи, ремонт дорог и водопровода.

    На основании этих данных группа внесла предложения:

1) обратиться к Главе администрации с просьбой организовать регулярный вывоз мусора в специально отведенные места, организовать субботники по уборке мусорных свалок и благоустройству кладбища;

2) органам ученического самоуправления распространить листовки среди жителей села с призывом принять активное участие в субботнике;

3) преподавателям и учащимся школы принять активное участие в работах по благоустройству села;

4) обратиться к Главе администрации с предложением применять штрафные санкции к нерадивым жителям  села;

5) передать результаты социологического опроса и предложения Главе администрации.

 

Презентация II группы.

    II группа получила задание провести анализ материалов районной газеты «Авангард» за последний месяц и выяснить наиболее важные проблемы местного значения в масштабах Климовского района. (Приложение №3) Исследовав публикации газет, участники группы по частоте повторяемости газетных статей выявили, что самыми значимыми  проблемами в районе являются:

1) развитие сельскохозяйственного производства. Несмотря на то, что в каждой статье пишут о достижениях, сводные таблицы показывают  маленькие объемы и низкие темпы сельскохозяйственного производства;

2) пьянство и самогоноварение;

3) мусорные свалки;

4) радиационное загрязнение вследствие взрыва на ЧАЭС.

5) воспитание молодежи

       Группа сделала вывод: и в Лакомобудском сельском поселении, и в целом по району  одни и те же проблемы. Органами местного самоуправления проводится определенная работа по их решению.

 

 

 

Презентация III группы.

      III группа проводила социологическое исследование в форме интервьюирования с целью выяснения функций Совета народных депутатов и его роли в решении проблем Лакомобудского сельского поселения. Главе сельского поселения были заданы следующие вопросы:

1) Как организована работа Совета народных депутатов?

2) Каковы полномочия Совета народных депутатов?

3) Какие наиболее важные вопросы решались Советом народных депутатов?

        Участники исследования рассказали, что работа Совета народных депутатов определяется Регламентом. Основные вопросы рассматриваются на сессиях. Лакомобудский Совет народных депутатов принял Устав Лакомобудского поселения, утверждает местный бюджет, принимает план развития сельского поселения и утверждает отчет о его исполнении, утверждает структуру сельской администрации по представлению Главы сельской администрации, формирует избирательные комиссии, принимает решение о привлечении жителей сельского поселения к социально значимым для сельского поселения работам. Одним из важных вопросов является противопожарная безопасность. В этом году в селе сгорело 2 дома, поэтому была создана добровольная  дружина, которая проводит работу с населением по противопожарной безопасности. Также рассматривались вопросы благоустройства села.

VIII.Беседа с гостем урока - Главой сельской администрации.

          Беседа проходила в форме мини пресс-конференции. Сначала Глава рассказал о решении наиболее важных проблем сельского поселения, а затем ребята задавали вопросы. Пресс-конференция освещалась в школьной газете.

IX.Домашнее задание (слайд №7)

Написать эссе. Темы по выбору: «Мое село - моя забота», «Моя улица», «Если бы я был Главой администрации Лакомобудского поселения…».

X. Подведение итогов урока.                                                                 

1) Беседа по проблемному заданию, поставленному в начале урока;

2) решение тестовых заданий

3)Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями урока.

Рефлексия.

Закончи предложения (слайд№8)

1.Я против…

2. Я хочу…

3. Моя позиция по рассмотренной проблеме заключается в том, что…

4. После сегодняшнего урока я точно знаю…

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: shavva1996
Просмотров: 13 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar