Главная » Файлы » Разработки уроков

Разработка урока по теме обобщения и повторения материала в форме КВН «В песне – душа народа» Разработала и провела учитель музыки Лакомоб
[ Скачать с сервера (22.2 Kb) ] 05.10.2015, 16:03

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ЛАКОМОБУДСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Разработка урока по теме

обобщения и повторения материала в форме КВН

«В песне – душа народа»

 

Разработала и провела

учитель музыки Лакомобудской СОШ

Тарабанько Елена Алексеевна

Данные об авторе

Автор(ы): 

 Тарабанько Елена Алексеевна

Место работы, должность: 

 МБОУ Лакомобудская СОШ, учитель музыки

Регион: 

 Брянская область

Климовский район

Уровни образования: 

 основное общее образование

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Музыка

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: 

 сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: 

 Урок музыки в 6 классе по Критской  обобщения и повторения материала в форме КВН «В песне – душа народа»

На урок приглашаются учащиеся 7-9 классов.

 

 Цель:

- воспитание национального самосознания на основе народных традиций. Задачи:

- закрепить знания о народных песнях, их жанрах и художественных особенностях;

- показать значимость народных песен в нашей жизни и в жизни наших предков;

- вызвать интерес у школьников к русскому песенному фольклору;

- развивать у учащихся умение работать в группах при подготовке к уроку и на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация учителя, записи народных песен и минусовок для исполнения учащимися, распечатанные материалы для самостоятельной работы.

Урок проводится в форме игры КВН после изучения темы “ Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

 Заранее  класс делится на 3 группы и получает задание к уроку.

1.Придумать название команды, связанное с УНТ, прокомментировать его.

2. Назначить капитана команды, певцов, знатоков, поэтов, художников (художники каждой команды должны нарисовать символ русской народной песни и приготовиться прокомментировать его).

3. Сочинить 3 частушки о своей команде. Например:

А у нас в команде все

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поет,

Лишь бы не учиться.

4. Приготовить рассказ об одном из жанров народных песен (обрядовые, исторические, лирические) – 2 минуты.

5. Подготовить исполнение одной из народных песен. («Во кузнице…», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Валенки» и т.д. на выбор)

Ход урока.

1Вступительное слово учителя, объявление целей и задач урока.

Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны? Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора. Как ни грустно сознавать, современные школьники далеки от природных истоков фольклора, мало знают и мало интересуются народными обрядами, песнями, танцами. Как на основе русских традиций пробудить национальное самосознание учащихся, что можно сделать сегодня, чтобы решить проблему преемственности традиционной культуры, сохранения и передачи в живом виде новым поколениям национального культурного наследия? Сегодняшний урок поможет нам в этом.

«Мы начинаем КВН. Для кого? Для чего?» - это слова гимна КВН. Для чего и кого мы начинаем сегодняшний урок-игру? Для того чтобы с помощью народной песни погрузиться в мир русской души. Именно песня станет самым верным нашим проводником в этом загадочном мире. А в конце урока, я уверена, мы сообща найдём ответ на вопрос: «Какова же она, загадочная русская душа? Что значит быть русским?» Итак, мы начинаем КВН…

2Представление жюри и команд.

Каждая команда представляет своё название, игроков. Художники демонстрируют и комментируют придуманные и нарисованные ими символы народной песни. (3 балла)

3. Конкурс «Приветствие».

Каждая команда исполняет приготовленные заранее частушки. (5 баллов)

4. Конкурс «Теоретическая разминка».

Капитан команды вытягивает карточку с вопросом. Вопрос зачитывается вслух, после чего дается 15 секунд на обсуждение.

-что такое народная песня?

-назовите характерные приметы народной песни;

-можно ли определить возраст народной песни?

-назовите жанры народных песен (приведите примеры);

-кто мог быть героем лирической народной песни?

-кто мог стать героем исторических песен?

-что общего у исторической песни и былины?

-чем историческая песня отличается от былины?

-что отличает народную песню от авторской?

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

5.Конкурс капитанов.

Задание: соотнесите цитаты народных песен с их жанрами, назовите характерные признаки народных песен в этих цитатах. (2 балла).

Звучат отрывки из песен «То не ветер ветку клонит», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…», «Ивушки вы, ивушки…», «Домик стоит над рекою…», «На Муромской дорожке…», «Как на горный Терек, на широкий берег»

6. Слово учителя: во второй половине ХIХ в. зародился новый песенный жанр. Менялись люди, менялся ритм жизни, в том числе и деревенской. А вместе с ним и многие увеселения – развлечения, когда душа у парней и девок горит и клокочет, разлету хочет. Поэтому и перешли от долгих протяжных песен на короткие припевки, которые в разных местах назывались по-разному и в которые, как оказалось, легче всего было вкладывать все что угодно, любое событие, любое чувство и желание. Частушками эти коротенькие стреляющие песенки.

Конкурс поэтов. По заданным рифмам сочинить частушки в народном стиле: молодка – хороша, походка – душа; дружочек – сказал, очень – глаза; милёнок – удивил, котёнок - изменил). (3 балла). Время сочинения – пока идёт конкурс знатоков.

7. Конкурс знатоков. Рассказ об одном из жанров народных песен. (3 балла)

8. Поэты зачитывают или исполняют сочинённые частушки.

9. Конкурс певцов. Певцы запевают, команда подхватывает заранее выученные народные песни. Оценивается мастерство исполнения. (5 баллов)

10. Конкурс танцоров «Пляши от души». По одному участнику от каждой команды создают импровизированный танец на песню «Я на горку шла». (3 балла)

11. Подведение итогов.

Жюри объявляет баллы, набранные каждой командой, выставляет оценки за урок.

Заключительное слово учителя: трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня – душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. Вот почему мы должны знать эти песни, исполнять их. Ведь песни живы только тогда, когда они звучат.

10. Домашнее задание (дифференцированное). 1)Попробуем теперь ответить на вопрос: «Какова же она, загадочная русская душа? Что значит быть русским?»  

2)Найти тексты  старинных русских обрядовых песен или обрядовых песен села Лакомая Буда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал для работы в группах.

 Календарно-обрядовые песни

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения - становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Семейно-обрядовые песни

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,

Все да миновалося,

Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,

Вот он едет, разоритель мой,

Вот он едет расплести косу,

Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

На коня садится,

А конь веселится,

По улице скачет –

Вся улица сияет.

К роще подъезжает –

Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни,

обращенные к его участникам. Они были полны шуточных,

пародийных величаний:

Друженька хорошенький,

Друженька пригоженький.

Как на дружке-то кафтан

Весь по ниточке собран…

Башмаки хороши,

Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете

Уже жить да в грозной службе государевой:

Как еденьице солдатушкам – сухарики,

Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: оис
Просмотров: 1408 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar